Публикации


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ НА ПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Е. В. Габышева, ГБОУСОШ №218

Общеизвестно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья учеников. Принцип  работы учителя заключаются в том, чтобы помочь ребенку познать себя, сотворить себя, поддержать психологическую гармонию на уроке. Поэтому учитель должен уделять большое внимание факторам образовательной среды, наиболее значимым для сохранения здоровья детей: организации процесса обучения, методам и формам взаимодействия участников образовательного процесса (психологическому фону урока), мотивации учения, двигательному режиму с учетом возрастных особенностей детей. Школа ведет поиск возможностей сохранения здоровья ребенка при организации образовательного процесса.  Это побудило искать пути рационального использования урочного времени. Поэтому возникла идея использования валеологических пауз на предметной языковой базе.
В современной школе программа по английскому языку очень насыщена и достаточно сложна, таким образом, перед учителем встаёт две проблемы: с одной стороны,  дефицит времени на уроке, а с другой – необходимость снизить  физическую и психоэмоциональную нагрузку. Применение валеологических пауз на предметной основе  помогает решить эти две задачи. Как правило, валеологические  паузы носят игровой характер, что не противоречит природе ребёнка и помогает ему одновременно и отдохнуть и чему-то поучиться. Валеологические паузы могут быть на музыкальной основе: дети с удовольствием разучивают и поют песни на английском языке. Использование музыки на уроке является сильнейшим психическим побудителем, проникающем в глубину сознания. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением. Еще в первом веке до нашей эры Пифагор установил, что, обладая особым воздействием, музыка способна повышать и развивать интеллект человека. Музыка - прекрасная гимнастика для ума. На песенной основе легче усваивается грамматический материал, песни стимулируют развитие навыков диалогической речи. Музыку или песни можно использовать: для закрепления лексического и грамматического материала, как стимул для развития речевых навыков и умений, для снятия напряжения, как вариант психоразгрузочной паузы. Музыкальные паузы могут сопровождаться также двигательной активностью, когда ученики поют и показывают движениями песенный текст. Вот один из примеров таких пауз на уроке во втором классе при обучении счёту маленькие ученики поют
One little, Two little, Three little fingers,...
Ten fingers on my hands

Дети поют несложный текст, считают свои пальчики и одновременно показывают то, о чём они поют. Дети встали, подвигались, сменили позы:  произошла физическая и эмоциональная разрядка, но при этом ещё они учились считать, запоминали цифры на английском языке.
Снять общую усталость, поднять общий тонус можно простыми, но достаточно эффективными упражнениями.
1. Энергично разотрите ладонями ушные раковины, при этом произносим:
     I like cakes
I like tea
I like the girls
And they like me.
2. При общем утомлении полезно массировать биологически активные точки на руках:

а) первая точка (симметричная на обеих руках) находится внутри угла ногтевого ложа мизинца. Надавливая до легкой болезненности, массировать в течение 2-3 минут, при этом произносим:

I’ve got ten fingers
I’ve got ten tols
I’ve got two ears, two eyes and a nose.

б) вторая точка (симметричная, находится снаружи от угла ногтевого ложа мизинца), надавливая до легкой болезненности, массировать в течение 2-3 минут. Одновременно произносим:

Ten little fingers
Ten little toes
Two little ears
And one little nose
Two little blue eyes
That shine so nice.

с) третья точка (симметричная), находится на среднем пальце со стороны указательного пальца ниже угла ногтевого ложа. Надавливая до легкой болезненности, массировать большим пальцем в течение 2-3 минут.

Произносим:
      One, two, three,
Let me see
Who likes coffee
And who likes tea
One, two, three
Oh, I see
You like coffee
And I like tea.


Все валеологические упражнения активизируют лексический запас, особенно на ранней стадии изучения иностранного языка.

 Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.
   1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 секунд (считаем десятками от 10 до 100 по-английски).
3. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов : to the right, to the left, up, down) .
4. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).

Упражнение “ Catch hello” (Поймай привет)
Данное упражнение, во-первых, концентрирует внимание учащихся, во-вторых, даёт возможность дополнительно подвигаться, снимая напряжение с позвоночника; в-третьих, способствует формированию дружеских отношений в коллективе, т.к. в игру вовлекаются все дети без исключения.
Все дети приготовили ладоши, первым начинает учитель, он хлопает в ладоши Clap,посылает привет одному из детей и говорит  Catch hello.Ребёнок тоже хлопает в ладоши и говорит Clap, как бы поймав привет. Далее продолжает ребенок, получивший привет, хлопая в ладоши, говорит Clap, поворачивается к тому, кому хочет послать привет и при этом произносит Catch hello и так далее

Исследуя возможности применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, учитель может  подобрать комплексы упражнений и  виды валеологических пауз на языковом материале. Это комплекс упражнений для восстановления работоспособности, для укрепления зрения, динамические упражнения, подобранные по ритму дыхания. Такие упражнения укрепляют физическое и психическое здоровье, являются профилактикой по предупреждению падения зрения, развивают память, обогащают словарный запас, способствуют переводу информации из одного вида в другой, усиливают двигательную активность, повышают стимул к работе, предупреждают и снимают хроническую усталость, повышают мотивацию к учению.




1 комментарий:

  1. Данная статья стала результатом моей работы на региональной педагогической конференции по здоровьесберегающим технологиям в декабре 2012 года

    ОтветитьУдалить